Экологию с позиции права обсудили в СФУ | Сибирский федеральный университет

Экологию с позиции права обсудили в СФУ

12 мая 2017 года в преддверии Петербургского международного юридического форума в Сибирском федеральном университете прошёл научно-практический круглый стол на тему «Правовое регулирование экологических аспектов деятельности организаций».

Организаторами мероприятия выступили Юридический институт СФУ совместно с ГМК «Норильский никель» при участии Сибирского офиса «Пепеляев Групп».

Собравшиеся обсудили вопросы правового регулирования негативного воздействия на окружающую среду, а также практику правоприменения и возможные предложения по совершенствованию законодательства. Интерес к круглому столу проявили представители органов власти, академической юридической науки и бизнес-юристы, студенты и магистранты вузов, а также учёные из смежных отраслей наук. Модерировала круглый стол профессор Людмила Мицкевич.

Директор Юридического института, д-р юрид. наук, профессор Ирина Шишко: «Впервые мы проводим круглый стол не по инициативе института или Ассоциации юристов, а по инициативе сторонней организации, промышленного партнёра университета — ГМК „Норильский никель“. Другой особенностью этого круглого стола стала его тематика, которая фактически обозначена в уточнённой миссии нашего университета, —
комплексное сопровождение рационального природопользования»
.

С сообщением о правовой природе экологических платежей выступил профессор кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права ЮИ СФУ, д-р юрид. наук Александр Демин. По его словам, трудность идентификации этих платежей обусловлена общими трудностями разграничения налогов и иных неналоговых платежей, которых в финансовой системе накопилось очень большое количество. Кроме того, приходится считаться с особенностями работы надзорного органа в данной сфере: «По сравнению с такой разветвлённой и уже апробированной системой, как налоговые органы, Росприроднадзор не обладает такими ресурсами. У нас очень серьёзные проблемы как со сбором данных платежей, так и с постановкой на учёт объектов, загрязняющих окружающую среду. Сейчас только 10 % от всех зарегистрированных корпоративных налогоплательщиков стоят на учёте в Росприроднадзоре. Получается, что Росприроднадзору удобно работать с крупными компаниями».

Тему налогового стимулирования природоохранной деятельности предприятий подняла юрист Сибирского офиса «Пепеляев Групп», внештатный эксперт экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Юлия Юрченко. Предложения по корректировке (уменьшению) платы за негативное воздействие на окружающую среду озвучила заместитель начальника управления правовой экспертизы законопроектов правового департамента ГМК «Норильский никель» Лидия Берназ. По её мнению, действующий механизм корректировки платы не стимулирует предприятия к инвестициям в сфере экологии. Для изменения ситуации необходимо разрешить зачитывать затраты на природоохранные мероприятия в пределах совокупной суммы платы по всем видам загрязнений.

Участники согласились с тезисом, что в самом юридическом термине «экологические платежи» содержится противоречие, так как подразумевает выдачу «индульгенции» на загрязнение окружающей среды, что не соответствует принципам социально-правового государства. Осложняет ситуацию то, что экологические платежи по факту не обладают компенсационным характером, так как они зачисляются в общий котёл и обезличиваются в бюджете. Выходом в данной ситуации могло бы стать законодательно регламентированные выплаты в целевые фонды, задачей которых стали бы реальные шаги по компенсации ущерба окружающей природе.

По результатам обсуждения указанных докладов, а также выступлений и докладов других участников круглого стола, были сформулированы следующие выводы и предложения:

  • в нынешнем правовом регулировании экологических правоотношений отсутствует баланс административно-правовых и экономико-правовых механизмов;
  • необходимо совершенствовать всю систему мер государственного воздействия на экологическое поведение организаций, включая развитие эффективных экономико-правовых механизмов стимулирования природоохранных мероприятий, не придавая первостепенного значения мерам административного принуждения, поскольку повышение размеров административных штрафов не является наиболее эффективной мерой воздействия;
  • стратегические направления экологического права не вызывают критики со стороны учёных, но национальное экологическое законодательство не гарантирует в полной мере систему экологических прав граждан, государство должно выполнять свои обязанности по приведению законодательства в соответствие с международными нормами.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.