«Машину Голдберга строили всем институтом» | Сибирский федеральный университет

«Машину Голдберга строили всем институтом»

Студенты Политехнического института СФУ построили свой вариант машины Голдберга. Молодым инженерам удалось собрать не просто классический механизм, выполняющий последовательность сложных действий для решения простой задачи, а машину замкнутого типа, которая не требует постоянного вмешательства человека и которую можно эксплуатировать без переналадки. В разработке инженерной шутки приняли участие студенты и преподаватели всего института.

Идея создания первого механизма подобного типа принадлежит американскому изобретателю Рупу Голдбергу, в честь которого машина и получила своё название. Он называл её символом приложения максимальных усилий для достижения минимальных результатов. Эти сложные с виду конструкции работают по принципу домино, где каждое действие является толчком к следующему, а в итоге вся система приводит к решению простейшей задачи.

В ПИ к построению машины Голдберга подошли нестандартно. В инженерных расчётах были задействованы студенты, изучающие машиностроение, электротехнику, гидравлику. Стальную конструкцию машины варили студенты проекта «CDIO — инженерный бакалавриат».

Как отмечает один из разработчиков машины, второкурсник Политехнического института СФУ Никита Леонов, междисциплинарный подход позволил команде собрать не просто классический механизм, а машину замкнутого типа, в работе которой не требуется вмешательство человека и которую можно эксплуатировать без переналадки.

Краеугольным вопросом работы машины стало то, как вернуть шарик на исходную позицию. Для этого инженеры подобрали пневматическое и гидравлическое оборудование и включили в конструкцию машины Голдберга пневмоподъёмник, основными элементами которого являются компрессор, развивающий давление в восемь атмосфер, и пневмоцилиндр, толкающий шарик.

На этапе сборки машины студенты СФУ отказались от громоздкой пространственной конструкции в пользу компактной монолитной установки нестандартной формы. Практически все детали были напечатаны на 3D-принтере — это современная тенденция, которая прослеживается практически во всех малогабаритных установках данного типа.

«Общий алгоритм работы установки следующий: человек запускает механизм с помощью кнопки, и шарик, находящийся в магазине, спускается на зигзагообразный участок траектории, проходя его, он теряет энергию на трение о стенки. Далее шарик катится по наклонной прямой к месту захвата электромагнитным краном, который перемещает его вниз до срабатывания индуктивного датчика, который, в свою очередь, размыкает электромагнит. Скатываясь по П-образной траектории, он попадает в ловушку, где ожидает, пока наполнится водой противовес. В этой точке для шарика наступает необычный момент — движение вверх. Кульминацией работы машины является замыкание реле, которое включает подачу сжатого воздуха в полость пневмоцилиндра. Слышится громкий звук удара стали о сталь, и шарик весом более 60 грамм подбрасывается на высоту более одного метра и по наклонной траектории возвращается обратно в магазин. Машина готова к повторному запуску», — описывает Никита Ленов машину Голдберга в действии.

Добавим, рабочая машина Голдберга была представлена красноярцам на Всероссийском фестивале «NAUKA 0+». Ещё одной инженерной разработкой, привлёкшей внимание посетителей фестиваля, стал спирограф, который преобразует вращение двух двигателей в сложную замкнутую траекторию за счёт движения рычагов.

«Спирограф — это инженерное развлечение, демонстрация преобразования простого вращательного движения в более сложную, замысловатую траекторию. Спирограф — это старая разработка, раньше она была чисто механической. При помощи спирографа, состоящего их пары шестерёнок, и карандаша человек мог нарисовать сложный узор. В нашем случае все автоматизировано, два двигателя создают вращательное движение, и на выходном рычаге получается замкнутый контур. Притом на разных частотах вращения двигателя рисунки разные», — отметил магистрант Политехнического института Сергей Пьянзин.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.