Значимые итоги коллегии Минобрнауки РФ для высшей школы и науки | Сибирский федеральный университет

Значимые итоги коллегии Минобрнауки РФ для высшей школы и науки

18 февраля 2012 года состоялась коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации, на которой рассмотрены итоги деятельности министерства в 2011 году и задачи на 2012 год.

На коллегии были отмечены основные достижения в работе Министерства образования и науки РФ в прошлом году, в том числе для дальнейшего развития высшей школы и науки.

Во-первых, в нормотворческой деятельности приняты два важных постулата:

  • в сотрудничестве с Минэкономразвития внесены важные изменения в 94-й Федеральный закон в части конкурсов на проведение НИОКР. Привлечение соисполнителей, закупка оборудования и расходных материалов теперь проводится без повторных конкурсов, так называемых, конкурсов «второй руки»;
  • важным моментом стал перевод значительной части научных проектов на грантовую систему финансирования, то есть вместо 94-ФЗ – конкурсный отбор, при котором доминирующим критерием является не цена, а научное качество заявки и квалификация участника конкурса.

Во-вторых, за предыдущий год получили развитие инструменты интеграции знаний и экономики:

  • результаты доказали эффективность предложенных министерством инструментов, в частности кооперации вузов с реальным сектором экономики. Сегодня в рамках 218-го постановления Правительства компаниями совместно с вузами реализуется около 100 проектов по созданию новых технологий и высокотехнологичной продукции;
  • по 220-му постановлению Правительства в российских вузах создано 38 научных лабораторий мирового уровня под руководством приглашенных ведущих ученых, в том числе двух Нобелевских лауреатов: японского биотехнолога, профессора Шимомура в Сибирском федеральном университете и американского астрофизика, профессора Смута в МГУ;
  • поддержаны программы стратегического развития 55 вузов, среди которых классические университеты, технические, гуманитарные и педагогические вузы из 46 регионов РФ.

В-третьих, особое внимание в 2011 году уделялось поддержке студенчества:

  • более 2 млрд. рублей дополнительно было направлено на увеличение стипендиального фонда. Средний размер повышенной академической стипендии, которую получили около 200 тысяч студентов, составил 8 тыс. рублей в месяц;
  • более 3 млрд. рублей выделено на ремонт и строительство общежитий;
  • в целях активного вовлечения студентов во все вузовские процессы, в том числе в распределение стипендий и общежитий был проведен Всероссийский студенческий форуме в Барнауле по вопросам самоуправления, рекомендации которого активно проводятся в жизнь;
  • обеспечена возможность обучения студентов на бюджетных местах в частных вузах.

Коллегия отметила, что особое внимание в отчётный период было уделено развитию вузовской науки. При этом решались одновременно две задачи. Первая – создать научно-образовательные комплексы мирового уровня. Вторая – сформировать более конкурентную научную среду в России.

  • Так, в ходе конкурсных процедур отобраны несколько десятков ведущих вузов с исследовательским потенциалом. Высшая школа в их лице на равных конкурирует с академическими и корпоративными исследовательскими центрами. В первую очередь за их счет доля сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки увеличилась за 8 лет с 5,5% до 9,1% – от 10 до 54 млрд. рублей. При этом с 2009 года вузовская наука стала расти большими темпами, чем наука гражданского назначения в целом.
  • Вуз как центр инновационного пояса может и должен не только создавать инновационную продукцию по заказу предприятий, но и формировать на нее спрос. Тем самым, по сути, стимулируя формирование инновационного промышленного сектора экономики, становясь локомотивом развития.
  • Последние два года уделялось особое внимание встраиванию вузов в программы развития госкорпораций и частных компаний. Это стратегическое государственно-частное партнерство будет развиваться как в части проведения совместных научных исследований, так и в части подготовки кадров.
  • Но интеграция будет эффективной только при взаимном участии в процессах управления. По инициативе министерства законодательно закреплены нормы, обязывающие российские вузы формировать наблюдательные и попечительские советы с участием работодателей. Университеты функционируют как крупные корпорации в инновационном секторе экономики с миллиардными бюджетами и крупными имущественными комплексами, и им необходимо профессиональное управление, выходящее за рамки чисто образовательных задач.

Коллегия сформулировала задачи на предстоящие годы, среди которых:

  • задача, поставленная Председателем Правительства Владимиром Путиным – увеличение оплаты труда профессорско-преподавательского состава – может и должна быть решена через увеличение нормативов финансирования. В этом году впервые установлены государственные задания с четким описанием их объема, требований качества, условий обучения;
  • при увеличении норматива государственного финансирования нельзя допускать, чтобы стоимость платного обучения была ниже бюджетного. Слова «платное обучение с полным возмещением затрат» должны в буквальном смысле обеспечивать запланированный рост заработной платы преподавателей. А для того, чтобы такое обучение было доступно населению, необходимо расширить государственную поддержку образовательных кредитов для студентов;
  • вопросы содержания образования должны обсуждаться профессиональным сообществом совместно с общественностью и внешними заказчиками-работодателями. Профессионалы и общество должны сообща работать над образовательными стандартами, процедурой формирования перечня федеральных учебников. Этот же подход предложен при реформировании системы УМО;
  • должны быть введены профессиональные экзамены, которые бы обеспечивали допуск выпускника вуза к профессии врача, учителя, юриста, конструктора и т.п. на основе независимых центров оценки профессиональных квалификаций. Эту работу министерство начало совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Ассоциацией юристов, другими профессиональными объединениями.

Поставлена задача вырастить несколько университетов мирового класса. Бренды лучших российских университетов должны заработать не только на национальном, но и на глобальном уровне. Одними постановлениями Правительства эту задачу не решить. Группа ведущих университетов формируется за счёт активной деятельности в условиях жесткой конкуренции. Для этого необходимо создать привлекательные условия работы, которые включают и заработную плату, и устроенный быт, и соответствующее оборудование, и, что не менее важно, высокое качество профессиональной среды. Для этого понадобится порядка 10-15 лет.

Создавая эффективные научно-образовательные структуры, можно перейти к устойчивому финансированию фундаментальных и поисковых исследований, как за счёт поддержки науки в исследовательских университетах и центрах, так и за счёт увеличения объемов долгосрочных программ и государственных научных фондов.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.