СФУ повышает квалификацию педагогов России | Сибирский федеральный университет

СФУ повышает квалификацию педагогов России

С 24 октября по 3 ноября 2011 г. в Научной библиотеке СФУ проходили 72-часовые курсы повышения квалификации педагогических работников государственных учреждений начального и среднего профессионального образования «Руководство современным научно-техническим творчеством молодежи» по приказу Минобрнауки России № 1760 от 14.12.2010 г.

СФУ выиграл конкурс Минобрнауки России на проведение этого курса благодаря новым разработкам авторского коллектива работников высшего и среднего образования, объединенного вокруг Научно-образовательного центра ЮНЕСКО СФУ «Новые материалы и технологии». Эти дидактические разработки: метод «изобретения знаний» и метод инновационных проектов позволяют вести в форме НТТМ учебный процесс не только дополнительного, но и основного образования (аудиторных занятий). Осуществляется именно современное НТТМ, соответствующее формирующемуся инновационному обществу, состоящее в создании и последующей реализации инновационных решений актуальных проблемных задач в различных областях. Методологическая основа современного НТТМ – теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная российским ученым Г.С. Альтшуллером. Сейчас отечественная наука ТРИЗ гораздо шире, чем в России, применяется за рубежом, используется ведущими транснациональными корпорациями, преподаётся в ведущих мировых университетах. Однако у России есть конкурентное преимущество: созданы дидактические методы совместного изучения ТРИЗ с другими дисциплинами и предметами, что позволяет существенно повысить эффективность обучения как самой ТРИЗ, так и дисциплин и предметов. Значительный вклад в создание этих методов внёс СФУ. Именно эти методы преподавались слушателям «из первых рук» – их авторами.

В настоящее время деятельность авторского коллектива курируется НОЦ ЮНЕСКО, так как названные разработки представляют серьезный интерес для проходящего сейчас Международного Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005 – 2014 гг.), объявленного ООН и осуществляемого ЮНЕСКО. Формируя у обучаемых способность творчески мыслить и принимать нестандартные решения, качества «инновационного человека», созданные методы одновременно соответствуют требованиям модернизации отечественного образования и целям Международного Десятилетия. Неустойчивости в научно-техническом, социальном развитии, в окружающей среде и в других сферах – это результат несвоевременного решения возникающих проблем, т.е. несвоевременного создания инноваций. В наше инновационное время именно инновационное мышление становится основой устойчивого развития.

Вместе с тем названные методы поднимают дидактику инновационного образования до уровня когнитивной технологии, развивающей мышление и воображение человека. Указом Президента Российской Федерации № 899 от 7 июля 2011 г. когнитивные технологии включены в Перечень критических технологий Российской Федерации.

На курсы приехали слушатели из техникумов и колледжей Красноярска, края, других регионов Сибири, преподающие различные дисциплины: от машиностроения и авиационной техники до моды и кулинарии, руководящие научно-техническим творчеством студентов в этих областях. Это объясняется универсальностью названных дидактических методов, позволяющих создавать инновационные решения самых различных задач. Характерно, что среди слушателей были представители «ТРИЗовских» городов – Новосибирска и Ангарска, это подчеркивает эффективность новых разработок СФУ.

Большой интерес у слушателей вызвали выездные открытые занятия на базе Профессионального училища № 21, где они увидели методы «изобретения знаний» и инновационных проектов на практике.
Большинство аттестационных работ слушателей были посвящены практическому созданию новых идей в их областях с составлением заданий своим студентам для последующей разработки. Были также работы по развитию дидактики инновационного образования в форме НТТМ и по организации студенческих практик и учебных фирм на этой основе. Благодаря использованию электронных ресурсов Научной библиотеки СФУ современная методология сочеталась в аттестационных работах с полнотой подбора необходимой информации.

Слушатели познакомились с новыми возможностями реализации инновационных идей, которые предоставляют проекты системы молодежной политики: Всероссийский Зворыкинский проект, краевые проекты «Инновационный прорыв» и «ТИМ Бирюса», новосибирский проект «Интерра» и др.

Все слушатели выразили интерес к дальнейшему сотрудничеству с НОЦ ЮНЕСКО СФУ. Сейчас готовятся проекты договоров о таком сотрудничестве.

Кафедра ЮНЕСКО,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.